Добрый день уважаемые коллеги и гости моей странички
на сайте ГБОУ школы № 476 Санкт-Петербурга!
Меня зовут Жигиль Ярослава Александровна
Педагог – психолог
Образование Высшее
Специальность по диплому: психолог, преподаватель психологии.
Главной целью моей работы в школе является сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Интервью с педагогом-психологом:
Интервью от 17.04.2021 г.
На моей странице вы можете узнать:
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
· Трудности в учёбе.
· Взаимоотношения в классе.
· Взаимоотношения с родителями.
· Выбор жизненного пути (будущей профессии).
· Самоуправление и саморазвитие
Чем может помочь Вам школьный психолог?
· Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
· Ответить на Ваши вопросы.
· Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
· Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
· Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.
Цель психологической службы:
Психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
Направления работы:
· Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
· Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
· Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
· Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).
· Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
· Методическая работа
Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
Зачем нужен психолог и кто он такой?
За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения.
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое).
ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.
Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).
- Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.
- Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
- Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.
- Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.
- Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).
- Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.
- Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание)....